Описание изображения
Описание изображения


Забавный музыкальный инструмент, находящийся перед вами состоит из бутылок, в той или иной степени наполненных водой, и поэтому его можно назвать бутылофоном. Это не то, чтобы академическое название инструмента, это - не академический музыкальный инструмент. Это - самодельный  инструмент, самоделка. Вы спросите, как я задумал смастерить его, что меня на это сподвигло, я вам отвечу так: задумка почти случайная, и это не противоречит тому, что в жизни случайности закономерны… Несмотря на кажущуюся несерьезность, присущую разнокалиберным бутылкам, играть на нем научиться - не менее сложное дело, как и научиться играть на любом другом музыкальном инструменте. В детстве я учился играть не на нём, но на других музыкальных инструментах, к группе которых он принадлежит: я учился игре на ударных инструментах.
 Ударные инструменты бывают двух типов: с неопределенной высотой звука и с определенной высотой звука. К первому типу принадлежат большинство барабанов, тарелки, маракасы и многие-многие другие шумовые иструменты. Ко второму типу, к инструментам с определенной высотой тона принадлежат оркестровые литавры (это большие барабаны высоту звучания которых можно настроить), колокола, ксилофон, вибрафон, маримба, стилдрам(стальной барабан), а также многие другие, к числу которых принадлежат бутылки, которые будучи настроенными и подвешенными в виде звукоряда, состоящего из двух с небольшим октав, фактически представляют из себя полноценный музыкальный инструмент.
Мы знаем, что на разных музыкальных инструментах играют разные по характеру и жанрам музыкальные произведения. Произведения, написанные для трубы, не всегда будут хороши в скрипичной интерпретации, а виртуозное произведение для флейты, вряд ли хорошо прозвучит в исполнении на виолончели…
Какие произведения можно играть на бутылофоне? Играть можно почти все (ограничение - техника исполнителя), но звучит особенно хорошо бравурная и ритмичная музыка (все-таки бутылки - это ударный инструмент), впрочем Аве Марию И.С.Баха и его первый скрипичный концерт тоже можно попробовать сыграть.


   "В дождь, снег или летний зной вы можете увидеть его: он играет на бутылочном ксилофоне в центре Хельсинки.  Морская кепка на голове, сидит на углу и играет Чайковского. Вокруг собралась притихшая толпа, народ  удивляется необычным  звукам и музыкальному мастерству уникального уличного артиста. Он - профессиональный музыкант-ударник, для которого стрит-арт является работой.

Я встретилась с Федором Григорьевым летним вечером за чашкой чая вместе с моей немецкой подругой, Кристиной Рек,-она любезно помогла мне немецким языком. Родной язык Федора – музыка, потом – русский и немецкий. Я, к сожалению, не владею ни одним из этих языков.

 

Скажите мне, как Вы стали уличным музыкантом?

 

Все началось в 1998 году. Летом в тогда еще Ленинграде на Елагином острове проходил фестиваль уличных театров «Караван Мира». Он приехал из Москвы, а потом отправился по городам Европы. Вместе со своим младшим братом я принимал участие в спектакле французского театра «Cosmos Koley». Вообще-то у меня 4 брата и 2 сестры, я старший… На Елагином острове, где проходил фестиваль, мы жили в палатке и играли в парке для прохожих. Таким был наш дебют.

После фестиваля, окрыленные успехом и хорошим заработком, стали играть на Невском, стали ездить  играть в Москву на Арбат. В 1992г. Мы посетили Германию, проведя там два месяца и  посетив с уличными концертами несколько городов. Наш ансамбль состоял из ксилофона, баяна, колокольчиков, трубы и шумовых ударных, на которых играла наша мама. В детстве мама занималась на пианино, и любовь к музыке передалась нам по наследству. На сегодняшний день один из моих братьев, живя в Дании, тоже занимается музыкой, совмещая уличное музицирование на аккордеоне и должность церковного органиста.

С тех пор Вы и играете на улице?

В 90-е годы я кем только не работал: занимался частным извозом, работал на кино- и телесъемках дольщиком, принимал участие в рок-проекте в качестве пианиста, работал клоуном в небольшом театре. И иногда играл на улице.  С 1999г. я  начал регулярно работать на улице в Питере, с 2000 г. – в Хельсинки.

А что Вам нравится больше всего в уличном перформансе?

Что  мне нравится в уличном музицировании – это свобода, свобода начать музицировать когда хочешь, свобода прекратить, а может и удлинить уличное представление… Но самое главное, пожалуй, это – ощущение того, что исполняя музыку, я занимаюсь любимым делом. Пожалуй, я не могу представить для себя лучшую работу…

Сколько дней в году Вы пребываете в Хельсинки?

Что-то от 100 до 160 дней… Живу я Питере с женой и четырехлетним сыном, но практически  каждую неделю пересекаю финскую границу. Останавливаюсь в Хельсинки в небольшом хостеле для музыкантов. На Алексантеринкату у меня есть три любимых точки, где, если они никем не заняты, я играю. Поутру , часов в 10-11 я выхожу на улицу, достаю из ящика свои предварительно настроенные бутылки и развешиваю их на бамбуковую раму. Я играю часов шесть в день, зимой иногда поменьше - часа четыре.  Зимой, чтобы вода в бутылках не замерзла, необходимо добавить туда незамерзайки, а если её не хватает, выручает соль, до -15 С  играть можно...

Вы, наверное, зимой играете быструю музыку чтобы не замерзнуть?

И зимой, и летом я играю разную музыку: и быструю и не очень, однако специфика инструмента такова, что наиболее эффектно на нем звучит именно быстрая…

Вы много занимаетесь?

В прошлом я довольно много занимался. Сегодня занятия проходят в уличной консерватории.

Вы играете по нотам?

Нет, на бутылофоне не очень-то удобно играть по нотам, поэтому разучиваю очень быстро и играю по памяти. В основном классику.

Вы играете Сибелиуса?

Нет… на мой взгляд Сибелиус не очень подходит для ксилофона, у него медленная, протяжная музыка, которая лучше звучит на трубе.

Что Вам, как уличному музыканту, нравится в Финляндии?

В Финляндии люди внешне неэмоциональные, не пристают с вопросами, слушают. Приятно бывает «открыть» «закрытых» людей.

Люди щедры?

Да, люди здесь относятся ко мне очень хорошо и довольно щедрые. У меня есть постоянные слушатели, которые, проходя мимо, останавливаются хоть на пару минут, чтобы меня послушать; есть один знакомый, который постянно заказывает Хачатуряна «Танец с саблями»…

Что является самым приятным в  Вашей работе?

 Самая приятная сиуация такая: я играю что-то новое, сложное, еще не до конца разученное, может; все мое внимание сосредоточено на новом произведении, я перестаю видеть прохожих. И вот, когда я заканчиваю, я вдруг обнаруживаю, что  я не один: рядом  со мной стояли люди и слушали это новое произведение… Обратный момент – это ситуция, когда играешь для прохожих что-то старое, «заезженное», а они никак не реагируют, проходят  мимо… Другой приятный момент – это когда я возвращаюсь в Питер после работы, усталый и довольный.

А Вы знакомы с другими уличными артистами?

Да, конечно. Несколько лет назад в Финляндии было очень много музыкантов из России, все были знакомы друг с другом. Из всех прежних сейчас приезжают в Хельсинки не более пяти человек. (Возможно, это объясняется улучшением экономической ситуации в России, а может, вот так туда-сюда мотаться надоело). Мы друг с другом как и раньше общаемся, «держим место»,  отпускаем, если надо там чайку сходить  попить или вещи оставить…

Как Вам пришла в голову идея бутылочного ксилофона?

На улицах Хельсинки с 2000 г. я играл на различных инструментах: на аккордеоне, ксилофоне, вибрафоне, маримбе. В 2012 г. остро встал квартирный вопрос и я понял, что мне надо начать больше зарабатывать… Я помолился Богу и стал предпринимать услилия. Сначала мне представился случай немузыкальный: друг предложил торговать земельными участками. Я увлекся, но скоро понял, что дело это – не моё… А тут другой друг, художник, дело было на Пасху, очередной раз мне и говорит: «Фёдор, а что ты не сделаешь себе ксилофон из бутылок? Оригинально будет!..» Он мне  говорил это года два, наверное, а я как-то пропускал это мимо ушей. И тут услышал  и озадачился… Включив комп и зайдя на ютуб, я нашел двух музыкантов, играющих на бутылках: один – в Загребе, второй – в Вене. Конструкция хорвата мне понравилась, и я её повторил на свой лад, использовав в качестве строительного материала бамбук. Бамбук прочен, лёгок и внешне оригинален.

Какое музыкальное произведение является Вашим самым любимым на сегодня?

Мне нравится музыка Фрица Крейслера.

Когда и где Вы чувствуете себя самым счастливым?

Я не всегда понимаю: счастлив ли я в данный момент, но иногда я смотрю на сегодняшний день из воображаемого умозрительного будущего, и тогда я испытываю щямящее сентиментальное чувство, которое можно назвать счастьем.

Как Вы отдыхаете?

Этим летом мы с семьей собираемся поехать в Крым, к морю. Хороший отдых также - бутылка вина и хорошее кино дома.

Если бы Вы были музыкальным инструментом, то какой бы это иснтрумент?

 Я думаю, что это был бы рояль, стоящий в красивой просторной квартире. Собственно говоря, моим первым музыкальным инструментом было фортепиано…

Какой  жизненный девиз Вам близок?

Я бы сказал так: сегодня Вы счастливы, завтра – несчастны, но посмотрев на себя в зеркало, Вы увидите, что со вчерашнего дня внешне никак не изменились, изменились Ваши мысли. Вот и меняйте мысли – все дело в них!.."

                           Blanca Juti   /Fazer Brands International/      

 

                  написать письмо Федору

 Вы можете связаться со мной по e-mail:     fgrig@me.com


Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения

                                                                           И.-С.Бах  Шутка

Описание изображения

                                              А.Хачатурян "Танец с саблями"